Войти


Работаем в:
Вся Украина
Показать все
Оставить отзыв Консультация

Башенные краны: проблемы и перспективы

Сначала башенный кран  появился во Франции и Германии, где он получил распространение после Второй мировой войны, потом попал в Италию и Испанию, а затем постепенно распространился по всему миру. Других странах этот тип техники стали широко использовать лишь относительно недавно. В городской черте застраивается чуть ли не каждый клочок земли, поэтому можно ожидать, что данная тенденция пойдет еще дальше, и башенные краны возьмут на себя значительную часть работы, которую раньше делали самоходные.
Башенные краны получили признание недавно, но были приняты с энтузиазмом, а покупателям и пользователям теперь доступен большой и непрерывно расширяющийся ассортимент продукции от традиционных кранов с балочной стрелой до моделей без оголовка стрелы, с подъемной стрелой, с изменяемой высотой башни, самомонтирующихся (складных и телескопических), а также городских и самоходных моделей на автомобильном шасси. Прибавим к этому пристальное внимание к башенным кранам, в связи с несколькими громкими авариями, и уже будет сложно отличить тенденцию от заблуждения.
Нормы
Об одном можно сказать с уверенностью: имеется сильная тенденция к ужесточению норм, но если не следовать здесь здравому смыслу, то весьма эффективное и по существу безопасное строительство с помощью башенных кранов может погрязнуть в бюрократии и стать очень дорогим. Поскольку башенные краны всегда на виду, именно их на стройке обычно легче всего и узнают обыватели. Башенные краны трудно не заметить — они возвышаются над силуэтом любого города. Многие считают это показателем успешности, знаком здоровой экономики и оживленного строительства.
Но ситуация с башенными кранами не столь безоблачна. Главная проблема — участившиеся, по крайней мере, по субъективному ощущению, аварии. К сожалению, когда на башенном кране случается серьезное происшествие, это обычно видно всем и каждому.
Согласно статистике (если она доступна), относительная частота аварий нисколько не возросла, просто сейчас в работе находится гораздо больше кранов. Если к этому прибавить моментальное распространение новостей по всему миру и интерес, который башенные краны со всей их заметностью представляют для СМИ, то большое количество произошедших недавно аварий выглядит настоящей эпидемией (достаточно посмотреть соответствующие рубрики нескольких последний номеров Cranes&Access). Это привело к безудержному давлению общественности, призывающей к полному искоренению аварий.
Но почему аварии вообще происходят, если Ростехнадзор, да и сами эксплуатирующие организации регулярно следят за состоянием техники. Тем более что достаточно разнообразной информации о безопасном возведении, использовании, ремонте и демонтаже кранов, но все эти документы либо никто не читает, либо не принимает во внимание во время работы.
Часто проблема в том, что слишком многие думают, что управление краном и его монтаж это пустяки. Возможно, подрядчики и арендодатели слишком заняты, и нереальные сроки сдачи объектов не оставляют времени для того, чтобы персонал мог пойти на учебные курсы.
Фальшивые детали
Еще одна тревожная тенденция — рост количества контрафактных запчастей башенных кранов. У этих деталей может быть меньшая, чем требуется прочность на разрыв, ударная вязкость и не отвечающие требованиям сварные швы. До недавнего времени большая часть фальшивых запчастей для башенных кранов производилась в Азии, преимущественно в Китае и Корее, однако возможных проблем прибавилось с ростом производства контрафактных деталей в Европе.
«Некоторые контрафактные компоненты довольно легко вычислить, зато другие бывает непросто отличить даже производителю, — Говорит Кристоф Шнайдер, ведущий специалист по кранам в компании Liebherr. — Мы уверены, что использование таких деталей может привести к обрушению башенного крана». Liebherr проводит многочисленные испытания контрафактных компонентов в университетских и специализированных лабораториях. В компании выяснили, что большинство таких деталей по размерам и визуально вполне соответствуют оригинальным, но выполнены из менее качественных материалов и не удовлетворяют минимальным статическим нормам по безопасности.
«Предел текучести при испытании на разрыв значительно ниже расчетного, а в результате испытаний при низкой температуре обнаружилось, что многие детали непригодны для работы в холодную погоду, поскольку становятся очень хрупкими», — добавил Шнайдер. Еще одна проблемная область — качество сварки. Сварные швы, особенно на поперечных связях оказались по результатам испытаний несоответствующими стандарту, а в некоторых случаях поперечных связей было только 50%.
«Когда кран работает, крутящий момент создает большие нагрузки, которые могут приводить к трещинам в низкокачественных деталях. Если такие трещины слишком долго никто не замечает, это может приводить к полному разрушению поперечных связей и опрокидыванию крана». Отлично! Как раз то, что нужно отрасли в настоящий момент.
Еще одна тенденция касается вспомогательных электронных средств, особенно устройств защиты от столкновения. Они являются обязательными во Франции и могут приносить большую пользу на оживленных стройках с несколькими башенными кранами, рабочие зоны которых перекрываются. По статистике, в России все больше и больше кранов работают с подобным устройствами (о них мы уже писали в прошлых номерах). Однако это не спасло от большинства громких аварий, произошедших за последнее время. Впрочем, возможно, именно благодаря таким системам удалось избежать столкновения в многочисленных потенциально опасных ситуациях, каждая из которых в противном случае могла бы превратиться в «очередную аварию».
Поиск людей
При столь высоком спросе на башенные краны поиск хороших, квалифицированных крановщиков и монтажников становится настоящей головной болью и, возможно, именно здесь кроется корень всех проблем с безопасностью.
Помощь со стороны производителей башенных кранов заключается в выпуске техники, с которую легко монтировать и с которой просто работать. Однако рост ассортимента подъемного оборудования (которое нужно для самых разных видов строительных работ) во всем мире означает, что большинство парков техники очень неоднородны.
Городские краны, краны без оголовка стрелы, с балочной и понимаемой стрелой, самомонтирующиеся, мини-краны и автокраны — все они используются для своих специфических задач на разных рынках. Чрезвычайно важны темпы строительства, и в последние пять-семь лет, когда все больше и больше зданий строится в густонаселенных районах на вторичных участках, подрядчики серьезно задумались о небольших самомонтирующихся башенных кранах. Отчасти это связано со сменой взглядов на строительство, чему также способствует стремление Управления по безопасности, здравоохранению и экологии ограничить передвижение техники по строительным площадкам и тем самым снизить частоту аварий с участием таких машин, как телескопические погрузчики. Дистанционное управление позволяет оператору оставаться рядом с грузом и размещать его более точно, а следовательно, более безопасно. Кроме того, это позволяет размещать все стройматериалы в одном месте, что также упрощает и повышает безопасность их доставки на площадку.
Популярность кранов этого типа также растет, потому что их становится проще достать: невероятно выросло количество компаний, предлагающих их в аренду. Также люди осознают, что выбор правильного крана позволяет сэкономить значительное время и деньги благодаря повышению производительности и значительному снижению ежемесячных расходов, в отличие от заказа самоходного крана каждую неделю. Кроме того, если кран вдруг понадобится, он всегда под рукой. Также немаловажным вопросом является электроснабжение крана, однако все более широкое распространение получают генераторы, что упрощает решение проблемы.
Стационарный или мобильный?
При том, что большинство самомонтирующихся кранов устанавливаются арендными компаниями, на небольших площадках все чаще используются компактные городские краны (рассказ о них читайте в этом номере). Некоторые компании предлагают по фиксированной цене установку верхнеповоротных кранов: благодаря простоте их транспортировки и возможности монтажа с помощью самоходного крана грузоподъемностью 50-70 т. В европейском отделении Manitowoc также подтвердили, что небольшие верхнеповортные краны занимают одно из первых мест по росту объема продаж среди техники компании. Преимущество не только в том, что конструкция этого крана проще. В случае, если застройщик не учел, например, высокие деревья то дополнительная секция башни обычно позволяет решить проблему, тогда как складной самомонтирующийся кран здесь бы не справился. Если в результате непродуманного планирования площадки кран оказывается заблокирован построенным зданием, то это не проблема для городского крана, однако подобная ошибка в случае с самомонтирующимся краном влетит в копеечку.
На фоне этой же тенденции оказались быстро «приняты на вооружение» гидравлические башенные краны с поднимаемой стрелой, благодаря легкости монтажа и простоте установки, не говоря уже о более удобном складывании стрелы, при котором она не будет выступать за определенный периметр. Часто башенные краны получают серьезные повреждения во время складывания стрелы оператором при слишком сильном ветре, либо когда грузоподъемная тележка находится в неправильном положении.